В канун американского Дня Независимости на Землю постучались "оттуда". И не совсем с мирными намерениями. Это были инопланетяне-захватчики, которые на конкурсе красоты получили бы лишь поощрительный приз за оригинальность костюма. Над стратегическими центрами планеты застыли гигантские боевые корабли, удар которых полноценен. Это самые близкие контакты самой третьей степени за всю историю. Молодой президент пересаживается за штурвал истребителя, военный лётчик за пульт сбитой в 40-х в Роузвелле инопланетной "тарелки", а гениальный математик просчитывает варианты победы над внеземным разумом, и находит его: заразить головной корабль компьютерным вирусом! В критический момент вторжения НЛО все люди становятся братьями. Израильтяне, арабы, европейцы, азиаты, русские, американцы встают плечом к плечу и вместе борятся с новой угрозой...
ВИРУС НА ВИРУС ДАЁТ ПЛЮС
Фантастический и сильно патриотический фильм-катастрофа стал самым популярным в кинопрокате США за 1996-ой год. На протяжении нескольких месяцев до выхода "ID4" на экраны, и после его премьеры в Соединённых Штатах вспыхнула буквальная НЛО-истерия. Через год новую голливудскую киномоду упрочат Барри Зонненфельд в блестящей комедии "Люди в чёрном" и Роберт Земекис в уютной философской драме "Контакт". Причина неожиданного успеха истории о массированной атаке враждебных инопланетян кроется в своевременности её поднятия, ибо во времена экономического бума США, урбанистической паранойи и расцвета международного терроризма, она напоминает о важнейшем принципе демократической цивилизации - сплочении без разногласий. Герои Голдблума, Смита и Пуллмана бессильны, сражаясь с угрозой в одиночку, но объединившись они дадут прикурить вселенским мародёрам.
Чтобы стать примером во всём, главные персонажи подобраны с тщательным соблюдением политической корректности: героическое трио состоит из великолепно разбирающегося в компьютерах правоверного еврея, темнокожего пилота-истребителя и самого Президента США. Подчёркивая курьёзную беззаботность, сквозь события фильма проложена комическая роль бывшего вьетнамского лётчика, а теперь спившегося пилота кукурузника (Куэйд), похищенного 10 лет назад инопланетянами. В итоге именно он и спасёт родной мир, отдав за него свою непутёвую жизнь. Второе, после патриотической пропаганды, достоинство фильма - обилие грандиозных визуальных эффектов, сочетающих в себе чуть ли не подлинный библейский Армагеддон с комиксовой эстетикой.
Эммерих, со своим постоянным партнёром Дином Девлином (соавтором сценария и продюсером), подкованно ввёл в игру ставший в Штатах притчей во языцех уфологический культ о том, что якобы в Роузвелле в 1947-ом году потерпел аварию инопланетный летательный аппарат, по сей день исследующийся на секретной военной базе. В её владениях нам демонстрируют "цирк уродцев", т.е. тела пришельцев, над практически мультипликационным уродством которых изрядно потрудился художник-постановщик Патрик Татопулос, визуально высмеивая их агрессивность. И здесь было бы уместно провести напрашивающееся сравнение между подходом к теме инопланетян Роланда Эммериха и Стивена Спилберга в гуманистических "Близких контактах третьей степени" (1977), где он эволюционно провозгласил идею всеобщего космического единения.
Начиная с 1938-го года, когда радиопостановка вундеркинда Орсона Уэллса "Война миров" по роману своего знаменитого английского однофамильца о вторжении марсиан вызвала у слушателей панический ужас, т.к. они приняли сюжет за чистую монету, в кино было снято безумное множество битв за спасение нашей маленькой планеты. Пиковым десятилетием научно-фантастических поделок стали 50-е годы, обильно пропитанные духом холодной войны. В то время как космические монстры поддерживали злых русских, немногочисленные мирные пришельцы прибывали на Землю как "божественные" посланцы, дабы предупредить человечество об опасности ядерного оружия. В следующем десятилетии НЛО вышли из моды, и кинематограф занялся анализом реальных опасностей. И лишь в конце 70-х годов благодаря Джорджу Лукасу и тому же Спилбергу начался новый расцвет фантастики как киножанра. При этом обращение режиссёров к сказочным фантазиям типа "Инопланетянина" разрушало сложившиеся стереотипы космических врагов. Отстраиванием их заново в конце 90-х занялись Эммерих и Девлин. Появилось новое поколение злобно извивающихся внеземных монстров - ещё более мерзких, чем все виденные доселе.
© Павел КОРТУНОВ